Аутизм

Как всё то, что не имеет чёткого объяснения детский аутизм стал проблемой, обросшей мифами и кривотолками. Сложность добавляет ещё и наличие спектра расстройств, который так и называют аутическим. Это ряд синдромов, собственно основной — Каннера, а так же Аспергера и Ретта. К этой же группе относят дезинтегративное расстройство детского возраста и гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Получается достаточно сложный клубок, к которому трудно и даже невозможно подходить однозначно.

В практике аутизмом у детей называют всё, что не относится явным образом к умственной отсталости или задержке в психическом развитии. Хотя и тут водораздел провести сложно, поскольку некоторые симптомы могут выражаться у каждого по-своему.

До сих пор учёные так и не смогли найти однозначный ответ на вопрос о том, какие причины ведут к аутизму у детей. Однако большая часть специалистов сходится во мнении о том, что это именно причины, их комплекс, а не одна. Какие-то из них ведут к изменению в развитии головного мозга, а уже за тем следует нестандартное для возрастной группы восприятие и поведение.

Изложить все особенности аутизма у детей в рамках одной статьи невозможно. Попробуем сконцентрироваться на главном. Обычно это состояние стабильно, у детей не бывает ремиссии. Иногда это создаёт иллюзию обречённости. Ребёнок не идёт на контакт — возникает уверенность в том, что так будет всегда. Отмечается его тяга к определённому порядку, построению упорядоченного внутреннего мира, который он всеми силами «охраняет» и не желает никаких перемен, так появляется убеждённость в том, что этот стандарт поведения не изменится никогда. Самое печальное в том, что такие стереотипы ставятся базой для построения обучающих и развивающих программ. Чаще всего они учитывают состояние детей с определёнными особенностями, но в сторону к упрощению. Берётся обычная образовательная программа и доводится до примитивного уровня.

Объясняется это очень просто. Представим себе класс специальной школы для особых детей. В нём все — дети в умственной отсталостью, аутисты, обычные и атипичные, дети с задержкой психического развития, все особые дети, включая тех, у которых синдром Дауна. Подобрать обучающая программу для каждого типа можно, но тогда пришлось бы делать классы по 2-3 ученика. Где взять столько учителей? Как всё это организовать? Такие вопросы остались бы без ответов, если бы их кто-то задавал на федеральном уровне. Поэтому всё усредняется, и особые дети получают образование по общей методике, предусматривающей все трудности сразу.

На уровне общего образования у проблемы просто нет другого решения. Но тем значимой становятся роль индивидуальных занятий, которые важны ещё в ходе дошкольного развития особых детей.

Что показывает практика? К сожалению, предел возможностей на самом деле существует. Только проводить его нужно не вдоль, но наискосок, а ещё лучше волнистой линией. Наличие каких-то особенностей в развитии, обнаруженных ещё в дошкольный период, вовсе не приговор. Не существует чёткой статистики того, что потом получается с детьми аутистами. Мы можем сказать лишь ничего не значащую фразу… Всё, что угодно. Между прочим, как и с детьми с официально подтверждённой умственной отсталостью. Кто-то так и остался пожизненным инвалидом, а кто-то с успехом работает, завёл свою семью и вполне счастлив.

Невозможно утверждать, что вот психолог-то и является гарантией второго варианта. Зато можно заявить со всей смелостью, что все особые дети нуждаются в своём подходе, индивидуальных занятиях, коррекции и адаптации. Термины слишком сухие и научные, но как сказать ещё? Это поиск путей использования тех особенностей, какие есть на самом деле, для раскрытия внутреннего потенциала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *