Методы

Вполне справедливо и оправдано то, что различные подходы и направления психологии выделяются в качестве большой научной ценности. Однако не следует путать ценность и самоценность. Разработанные и отработанные методики ценностью являются в первую очередь для практикующего психолога или тех, кто решит практиковать что-либо самостоятельно. Сами по себе они хороши, но до начала практического применения пользу не приносят. Всё дело в том, как это использовать.

Это хорошо видно на примере сказкотерапии. Сказки могут быть достаточно сильными, хорошо написанными. Возникает иллюзия будто бы достаточно давать послушать малышам сами тексты, как все проблемы решатся. Хорошо, если это так, но очень сомнительно. Всё дело даже не в выражении, интонациях, а в умении включить слушателя в процесс чтения. Это не литературная терапия, но арт-терапия. А это значит, что ребёнок должен активно включиться в проигрывание сюжета. Здесь от педагога-психолога требуется не талант декламатора, но умения детского режиссёра, поскольку сказка превращается в небольшое театрализованное действие.

Когда мы говорим про арт-терапию, то имеем в виду рисование и музыку. Всё это преподают в художественных и музыкальных детских школах. Разница между нами в том, что там изучается основа рисунка и живописи, игры на музыкальных инструментах, а для нас главное те состояния, которые даёт процесс. Поэтому не следует удивляться, если наши творцы более перепачкаются краской, чем нарисуют что-то великое. По секрету скажу, что таких задач, — создания шедевров детского рисунка, мы перед собой и не ставим. Мы решаем проблемы и подбираем для этого наиболее доступные способы.

Выделить какие-то превалирующие методы в работе с детьми невозможно. Это в мире взрослых существуют психоаналитики, которые так и работают в рамках динамической психотерапии, психоанализа. Наши пациенты не станут лежать на кушетках с полузакрытыми глазами и выговаривать своим психологам всё то, что у них на душе. Поэтому мы всегда комбинируем то, что знаем и умеем, то что находится в соответствии с возрастными особенностями.

А знаем мы не так уж и мало. Детская психология развивалась в нашей стране достаточно долгий срок, и у нас уже имеются качественные и эффективные инструменты. Чего именно? Скорее всего — вовлечения самого ребёнка в процесс его собственного развития, поддержка инициативы и опора на активность ребенка. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *