Психолог и ребёнок

Многие родители считают, что психолог не нужен ребёнку, потому что существуют они сами. Зачем отводить малыша к кому-то, на какие-то занятия, если есть любящие мама и папа? Вы удивитесь, но я не стану с этим спорить. Просто по той причине, что таким образом люди выражают своё отношение к одной из самых больших ценностей в этом мире — семье.

Правда, одну оговорку сделать придётся. Будучи первым коллективом, который встречает в своей жизни каждый человек, семья непременно оказывает формирующее воздействие. Если бы оно всегда было только позитивным, то мы не встречались бы с половиной проблем, которые в мире взрослых называют расстройствами.

Родители, хотят они того или нет, играют роль психологов по отношению к своим детям. А вместе с тем оказывают самое разное воздействие. У них есть такое право, с точки зрения морали и закона. Базируется оно на доверии. Во все времена люди считали и считают, что родителям можно доверять, они никогда не сделают своим детям что-то плохое. Так думают не только все люди вокруг семьи, но и сами дети. Каждый ребёнок хочет любить маму и папу, а ещё — бабушек и дедушек. Дети им доверяют, но… Тут появляется один парадокс. Далеко не всё можно им рассказать.

Не станем углубляться в философию, обратимся к реальности. Уже в возрасте 4-5 лет у детей появляются стремление что-то скрывать от своих родителей. Первые личные секреты. Этот период времени стирается из памяти, но если хорошо постараться, то можно вспомнить, что уже в 6-7 лет каждый из нас был в ситуации, когда стремился что-то от родителей скрыть. Может быть результаты каких-то проделок, или собственное видение тех или иных ситуаций. При этом этими же секретами мы активно делились со сверстниками, или взрослыми, но только не родителями.

Это порождает два уровня доверия. Наличие секретов не говорит о том, что ребенок перестал любить маму. Скорее о том, что он научился разделять: какую информацию и кому следует, а кому не следует выдавать. Обычный фактор взросления. Сложность не в этом, а в том, что иногда родители и сами не знают, что им делать. Что говорить ребёнку, чему его учить, куда направлять. Так и образуется упрощённая конструкция заботы — сыт, одет, направлен в детский сад, а потом в школу.

В этом тоже не было бы ничего плохого, если бы не появлялись совершенно нежелательные ситуации. Очень часто выглядят они так. С ребёнком что-то происходит, а что делать родители не знают. Иногда не знают даже того, что вообще происходит. Он или что-то недоговаривает, или сам не может сформулировать, или просто замыкается. Названная выше формула «одет, накормлен» перестаёт работать.

И тут происходит то, что вполне естественно. Тот же ребёнок раскрывается психологу или у него. Некоторые проблемы не обязательно даже озвучивать. Иногда сам вопрос невозможно ставить так, потому что это дети, со своими особенностями психики. Им может быть совершенно не нужна вербальность. Куда важнее проиграть какие-то ситуации: проделать, проявить, осуществить. Возникающее доверие к психологу не подменяет собой любовь к родителям. Это другая форма отношений между маленьким и взрослым человеком. Таким образом ребёнок и психолог образуют удивительный союз.

Всё строится на естественности, а желания не подавляются, но реализуются в нужном для развития направлении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *