Терапия и коррекция

Очень часто люди путают психологов общей гуманитарной специфики, психотерапевтов и психиатров. Это вполне понятно, что путают, хотя особой сложности тут нет. Обычные психологи помогают найти смысл жизни, добиться поставленных целей, учат не так сильно переживать, если бросил парень или уволили с работы. Помогают всей семье или одному человеку, работают индивидуально или с группами. Психотерапевты лечат тех, кто страдает из-за проблем психики, которые ближе к неврозам. К примеру, депрессии, панические атаки, и всё то, что мешает жить и работать, но критичным не является. Психиатры же работают преимущественно с психозами, а это такие расстройства, которые диагностируются по наличию психотических симптомов и образуют сложные комплексы. Лечение преимущественно медикаментозное. Это понятия из мира взрослых.

Мир детей отличается тем, что у них всё не сформировано по определению. Такой у нас статус — мы только растём, только делаем первые шаги в жизни. Поэтому к самому состоянию нужен свой подход. Множество взрослых критериев по отношению к детям неприменимы. И психолог им нужен особый… Собственно я и есть такой, а официально это и называется специальный психолог. Сама должность же чаще всего педагог-психолог. В какой-то мере мы имеем отношение к медицине, но про нас нельзя сказать, что мы врачи. Тем не менее, в плане общей диагностики или на уровне коррекции, — играем роль вполне медицинскую.

Чем коррекция отличается от психотерапии?

Тут мы встречаемся с ещё одной тонкостью — это разница между психотерапией и коррекцией. Почему в одних случаях говорят про одно, а в других про другое? Иногда возникает мнение, что коррекция — это какие-то действия для самых простых случаев, а терапия — для более сложных. Всё относительно, с какой-то точки зрения — может быть такой взгляд и оправдан. На самом деле разница в том, что терапия подразумевает лечение и исцеление, а коррекция — изменение чего-то, что вообще не нужно лечить.

Психотерапия. У ребёнка возникает страх, какая-то детская форма выражения фобии. Фобия — это расстройство психики, и нужно сделать так, чтобы оно прошло, и страхи более не донимали.

Коррекция. Ребёнок капризничает, ему всё не нравится, он постоянно недоволен, раздражителен, возникают вспышки агрессии. Работа с ним может быть более сложной, чем с тем, у кого фобия. Это комплекс самых разных мероприятий. И ни одно из них не принесёт плодов, пока ребёнку не интересно то, что ему предлагается. Нужно ещё умудриться найти к нему подход и не потерять потом эмоциональной и психической связи.

Иногда коррекция предусматривает работу с ребёнком, который по своему состоянию никогда не станет таким же, как другие дети, не имеющие никаких патологий. Речь о ситуациях, когда какое-то заболевание или физические воздействия привели к необратимым изменениям на уровне деятельности нервной системы. Говоря простым языком, у ребёнка умственная отсталость, а она вызвана определённым синдромом, к примеру, Дауна. Таким как все другие дети он не станет никогда, но это не говорит о том, что он не нуждается в работе, направленной на положительные изменения. Сами цели коррекции должны быть особыми, учитывающими его реальное состояние.

Практика показывает, что если начать систематически заниматься со сложными детьми, то можно добиться хороших результатов. А вот брошенная на самотёк ситуация приведёт к тому, что в возрасте 12-14 лет сделать уже ничего не получится. Поэтому родителям и нужно набраться терпения и начать регулярные занятия, которые, курс за курсом, будут делать состояние всё более оптимистичным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *