Творчество

Существуют виды творчества в которых наибольшую значимость имеют не творения, как результат, а сам процесс. К таким относятся медитационные живопись и танцы, все методы психотерапии, которые предусматривают создание чего-либо или выполнение каких-то действий во имя возникновения определённых психических состояний. К примеру, в психотерапии могут использоваться элементы драматургии и театра, но саму постановку сложно назвать даже любительской. Такие спектакли вообще не показываются зрителям, а участники группы проигрывают какие-то сценки только для обретения определённого психологического опыта.

Не следует думать, что это изобретение исключительно современное. Какие-то виды бесполезных, в обычном понимании, действий исторически использовались в ходе религиозных практик или в различных традициях самосовершенствования. Примерно так буддийские монахи строят мандалы из песка и разноцветных порошковых смесей. Каждое действие и каждый элемент исполнен смысла, а получаются достаточно яркие и выразительные произведения искусства. Но потом они берут метёлки и сметают свои шедевры. Это делается для того, чтобы не привязываться к результатам своего труда. Такой же практикой занимались и древние знахари на Руси. Один из её видов — письмо вилами на воде. Сейчас про это уже забыли. А когда-то использовалось в ходе терапии. Роль вил играл обычный прутик, срезанный в виде рогатки. Им нужно было писать на воде реки свои пожелания. Держится видимость черты не более секунды, но именно это и позволяет сознанию постоянно концентрироваться на определённом участке воды, а значит и фиксироваться на своих мыслях и переживаниях.

Такие же принципы прослеживаются в любом творчестве, которое проходит в рамках коррекции и психотерапии детей. Во-первых, сами техники должны быть доступными для всех, включая самых маленьких. Не беда, что в процессе художник более испачкается сам, что что-то нарисует. Наша песочница для терапии, где используется обычный песок и различные игрушки, — это тоже место для творчества. Во-вторых, происходит синтез творчества и игры, проигрывания сказок. Таким образом формируется среда, в которой проще решать различные задачи. К примеру, группировать предметы, понимать их значение и свойства, находить неординарные пути преодоления различных жизненных турдностей.

Перечислить всё то, что даёт творчество невозможно. Это было бы перечисление всех проблем, которые решает психотерапия. Таким образом можно справиться с какими-то эмоциями — трансформировать негативные в позитивные, улучшить память, обрести речевые и коммуникативные навыки. Говоря самыми простыми словами, творческий подход делает то, что пришлось бы добиваться долго уже за одно занятие. Дети, испытывающие трудности в коммуникациях, в разы быстрее учатся находить общий язык с другими людьми, взрослыми и детьми, если они работают над осуществлением одного желания — раскрасить кукольный домик или даже построить своими руками волшебную страну.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *