Занятия

Дети с особенностями в развитии особыми и являются. А раз это так, то уникальным можно рассматривать каждый случай. Это вполне верно и достоверно, но не говорит о том, что опыт работы с такими детьми не поддаётся обобщению. Тут уже дело не в конкретных диагнозах, а в том, что детям с самими разными синдромами требуется отношение, построенное на базе общих принципов. Попробуем их изложить… Пусть они лягут в основу того, как нужно строить занятия с такими особенными детьми. Это, конечно, не алгоритм работы, а общие её особенности.

Больше времени и больше терпения

Это одно из основных правил. Задавая какие-то вопросы и желая получить на них ответы мы подсознательно настраиваемся на то, что это должно произойти сразу. Поэтому, если ребёнок не отвечает, то мы думаем, что наши слова улетели куда-то в пустоту. Ничего подобного… Малыш мог всё прекрасно услышать, а молчит он по той причине, что ещё перерабатывает информацию. В это время не нужно его торопить, но можно мягко повторить вопрос, только теми же самыми словами. «Дай мне, пожалуйста, эту игрушку» не нужно перефразировать «Если тебе не трудно, то подай мне Мишку». Игрушка? Что это такое? Ребёнок ещё думает, а вы уже изменили условия задачи… Ждите, повторяйте, но не торопите и не давайте никакой информации, которую можно истолковать двояко.

Обращайте на себя внимание

Самой большой проблемой для многих родителей является то, что дети никак на них не реагируют. Они стараются, выбиваются из сил, а в ответ никакой реакции. Иногда эта задачка решается очень просто, на самом простом уровне. Особый ребёнок может не замечать, потому что ему нечего замечать. Обращайте на себя внимание изданием забавных звуков и совершая забавные гримасы. Одновременно должны произойти две вещи. Перед ребёнком появляется что-то неординарное и это же намекает ему на то, что с ним хотят пообщаться, поиграть. Можно одеть что-то экстравагантное, а можно широко и часто улыбаться.

Чем больше органов чувств будут затронуты, тем лучше

Особенно актуальным такой мультисенсорный подход является для детей с нарушением восприятия, хотя не помешает и при сниженной коммуникативности. В любом случае хорошо увидеть, услышать и сделать сразу. К примеру, изображение апельсина в книжке может вообще ни о чём не говорить особому ребёнку. Другое дело, когда рядом лежит книжка с картинками, но ещё и реальные апельсины, которыми можно поиграть, заодно посмотреть на то, как очищается кожура, а потом ещё и попробовать на вкус.

Последовательность и предсказуемость

Стремление особых детей, в первую очередь — аутистов, к упорядочиванию вещей и событий жизни связано с тем, что так им проще познавать мир. Если это так, то не нужно пытаться это ломать. Лучше использовать… Изменений же по возможности следует избегать. К примеру, не нужно спешить с ремонтом и перестановкой мебели. Это же относится и к поведению. Однако отсюда же вырастает ещё одна сложность — нездоровая фиксация на расписании. Если всегда в час дня был обед, то ребёнку-аутисту может быть очень трудно смириться с тем, что сегодня он будет в три.

Один из наиболее простых методов — это постепенное обучение обусловленному распорядку. Мама всегда приходит в 18:00, но в среду в 20:00. Введение таких новых правил в распорядок, а не попытки его отмены является более рациональным способом адаптации к спонтанно возникающим ситуациям.

Привычка к разнообразию

Расширим принцип изменения последовательности. Предположим, что ребёнку удалось сгруппировать предметы по цвету. Все синие игрушки были собраны в отдельную коробку. Замечательно, но что получится, если попробовать повторить всё в другой комнате, а вместо игрушек дать карточки с разноцветными картинками? Очень высока вероятность того, что ничего не получится, потому что за несколько экспериментов с игрушками ребёнок успел привыкнуть к их форме и теперь ищет машинки и кубики синего цвета, а их нет. Однажды приобретенный навык нужно закреплять, а задача у нас была какая? Не машинки и кубики отделить от других игрушек, а собрать всё синее. Поэтому сразу же нужно менять комбинацию предметов.

Постоянное приобретение новых навыков

Многие родители очень радуются тому, что чего-то удалось добиться и начинают уделять этому слишком большое внимание. В результате образуется «застревание» на каком-то уровне. На самом деле каждый навык должен благотворно воздействовать на другие, а не изолироваться от них.

Важность маленьких дел

Здесь мы подходим к ещё одному принципу. Каждое дело, которое вы претворяли в жизнь с ребёнком должно быть завершено. Даже, если руками взрослых, но всё равно — ребёнок должен понимать его актуальность, важность и нужность. Если и после десятой попытки не удалось от него чего-то добиться, тогда он слышит «Хорошо, тогда мама сделает это сама». На следующий день ребёнок может сделать тоже самое после первой просьбы. Не нужно думать, что он устыдился того, что в прошлый раз работу пришлось выполнять маме. Дело не в этом… Просто на следующий день у него полностью сформировалось представление о том, как это происходит, что получается в результате. А если появилось представление, то и желание сделать всё своими силами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *